- Cтраничка Зигмунда Колоссовского
- ТУРИЗМ
- Мотопрогулки
- К озеру Глубокому
- К Озернинскому водохранилищу
- Можайск
- В верховьях Нары
- Сенежское озеро и его окрестности
- Среди скал, Васильевское
- Снова в Васильевском
- В старинный город Верею
- В окрестностях Вереи
- Подмосковная Швейцария
- Снова в Подмосковной Швейцарии
- Окрестности Можайского шоссе
- Усадьбы Крёкшино и Петровское-Алабино
- Заброшенный бункер в Вороново
- ВИВАТ-2011
- К месту гибели партизанки Веры Волошиной
- Водопад Радужный
- На Северо-Запад Подмосковья
- Карьеры в Тучково и Лызлово, заброшенная железнодорожная ветка
- Снова в Морево - ж/д станция и карьеры
- Снова в Лызлово
- Вдоль берегов Истры
- Шараповский песчаный карьер
- Снова в Шарапово
- Шарапово — южный карьер
- “Подольское море”
- Озеро Тростенское, Скирманово и Сычевское карьеры
- "Шары" под Наро-Фоминском (заброшенные позиции С-25 и А-35)
- «Шары» под Наро-Фоминском – часть 2
- Горбовская ГЭС и Городок в Рузе
- Дом-музей Пришвина в Дунино
- Саввино-Сторожевский монастырь
- Танковая площадка в Снегирях
- «Мост в никуда» и частный музей ретротехники
- Вторая поездка в Рузу
- Рузское водохранилище – старинная усадьба Осташево – заброшенная Никольская церковь в урочище Лихачево
- Родники на Протве
- Карьеры в Морево – сезон 2017
- Старинный город Боровск
- Мини-зоопарк в Троицке
- Симская трясина
- Гремучий ручей и другие достопримечательности северо-востока Калужской области
- Дорога к Дикому озеру или снова в Сычевских карьерах
- Можайское водохранилище
- Волоколамск с высоты птичьего полета
- Дикое озеро – лето 2019 года
- Подмосковная «Линия Сталина»
- Достопримечательности Вереи
- Подлодка в Подмосковье
- Иным транспортом
- Мотопрогулки
- Встречи с настоящими путешественниками
- Иван Ксенофонтов, мотожурналист и путешественник
- Товарищи по туризму
- История отечественных мопедов
- Мопед и экипировка
- Мотогараж за 5000 рублей
- Дача и окрестности
- В стиле "ретро"
- Ретроавтомобили на улицах
- Продам коллекцию автомобильных значков
- Продаю коллекцию мото значков
- новости сайта
Горбовская ГЭС и Городок в Рузе
Целью поездки было: посещение законсервированной Горбовской ГЭС, краеведческого музея и Городка (бывшего Кремля) в Рузе. Маршрут: село Жаворонки (Одинцовский район Московской области) – Дорохово – Горбово – Руза – Звенигород – Жаворонки.
Отправился в дорогу утром 25 августа 2015 года, как всегда, на мопеде «Рига-7» с двигателем F-50.
Без каких-либо проблем по Можайскому шоссе и А-108 добрался до поворота на Горбово. Свернув с А-108 налево, доехал до моста через реку Рузу. Отсюда, по моим предположениям, должна была быть видна Горбовская ГЭС. Однако, одни деревенские домики окружали меня. Увы, снова я схалтурил при подготовки поездки. Только по атласу дорог Подмосковья маршрут прокладывал, а Викимапией, наиболее подробным интернет-ресурсом для туристов, воспользоваться поленился. Думал, что и без него обойдусь. Повстречавшиеся возле моста местные жители показали мне дорогу к электростанции. Дорога оказалась тропинкой, ведущая через деревенские помойки и небольшой овраг. С трудом, «на руках» перетащив мопед через овраг, увидел идиллическую картину – пастушка со стадом коз. Пастушок оказался весьма современным. Вместо свирели в его руках был «планшетник». Технический прогресс, однако! От поля с пасущимися козами к ГЭС уже вела вполне приличная проселочная дорога, по которой я добрался к электростанции.
Тем, кто решит повторить мою поездку, рекомендую более удобный маршрут, без «козьих троп». От Горбово едем прямо, затем поворачиваем направо. Немного не доезжая церкви, сворачиваем направо, на проселок.
На завершающем этапе пути к электростанции неожиданно развалился армстартер двигателя. Неприятно, конечно, но и без него можно ехать, заводя мопед «с толкача». Но где-то еще через 100 метров вышла из строя муфта сцепления. А это уже серьезнее. Без муфты не поедешь. Запасной муфты сцепления и съемника у меня с собой, естественно не было. Возить с собой ВСЕ запчасти - фактически второй двигатель брать в дорогу. И почему бы мопеду не сломаться вблизи от дачи? Так нет, в 66 километрах поломался!
Однако, выбираться из этих живописных мест как-то надо было. Если мопед на себе 66 километров катить, пара дней потребовалось бы. Поэтому, пришлось звонить знакомому автовладельцу, просить помочь с эвакуацией. А пока мой товарищ добирался до Горбово, я занялся осмотром ГЭС.
Давно уже не используемая Горбовская ГЭС неплохо сохранилась. Перед нами общий вид станции.
Машинный зал.
Плотина. Ширина ее достаточна, чтобы проехать не только на мопеде, но и на легковом автомобиле.
Так называемые «затворы», для поддержания необходимого уровня воды в водохранилище.
А это кран-балка, для вертикального перемещения затворов.
Запорные механизмы на туннелях к турбинам.
Подводящих напорных туннелей два. Станция была двухтурбинной, общей модностью всего 0,5 МВт (2×0,25). Из-за своей невысокой мощности Горбовская ГЭС относится к числу так называемых малых ГЭС, имеющих общую мощность менее 10 - 30 МВт.
Внутри напорного туннеля.
Как я понимаю, круглая дыра на переднем плане, внизу, это турбинный водовод.
Надо сказать, что последние два снимка сделаны не мною, а одним из местных скутеристов, с которыми я познакомился на плотине электростанции. Сам я лезть к напорному туннелю не решился, боясь свалится в воду. А ловкий представитель молодежи любезно сделал это за меня. Он же предупредил, что лезть дальше, в машинный зал, нежелательно, так как там всюду видеокамеры охранных систем. Хоть и законсервирована электростанция, но, возможно, ее снова введут в строй. Потому и сохраняют от разграбления.
Горбовская ГЭС интересна как образец малых ГЭС, массово строящихся в СССР в середине прошлого века. От царской России молодой республике Советов достались крохотные гидроэлектростанции суммарной мощностью всего 19 МВт. Для сравнения, мощность одной только ныне действующей в Московской области Можайской ГЭС(многие ли слыхали про такую?) 2,5 МВт. Если сравнивать с советскими гигантами гидроэнергетики, картина получается еще более яркая. В царской России в 1913 г. было выработано тогдашними 74 гидростанциями всего 5 млн. кВт электроэнергии, то есть столько, сколько вырабатывает Красноярская ГЭС менее чем за час. Поэтому, ленинский план электрификации России – ГОЭРЛО - был воистину необходимостью.
И планы успешно воплощались в жизнь. Не говоря, например, о всем известном Днепрогэсе, к 1941 г. в России работали 660 малых сельских ГЭС, общей мощностью 330 МВт. Во многие крестьянские избы впервые пришло электричество. «Жить стало лучше, жить стало веселей!» После окончания Великой Отечественной войны строительство малых ГЭС возобновилось еще большими темпами. На 40-е и 50-е годы XX века пришелся пик строительства МГЭС, когда ежегодно в эксплуатацию вводились до 1000 объектов. «Колхозные электростанции» рисовали художники, писатели воспевали в романах. Дети строили их модели, запруживая ручьи, а в качестве генераторов используя велосипедные динамки. Именно в этот период, в 1953 году, была построена и Горбовская ГЭС.
Шло время. Страна, успешно преодолев послевоенную разруху, бралась за осуществление все более масштабных промышленных проектов. В связи с переходом к строительству энергетических гигантов и присоединением сельских потребителей к централизованному электроснабжению, малых ГЭС стали строить все меньше и меньше.
Горбовская ГЭС, это уже вторая законсервированная малая ГЭС Московской области, на которой мне довелось побывать. Первой была гидроэлектростанция в Яропольце. Любопытно, что по данным Википедии в Московской области сейчас имеется 12 действующих малых ГЭС!
Осмотрев электростанцию, на крутом берегу реки Рузы расположился на обед.
Кстати, река в окрестностях электростанции очень красива. Вид на запад.
Вид на восток.
Через несколько часов подъехал мой товарищ на Рено Логан. Сняв с мопеда переднее колесо, без особого труда запихнули моего «железного коня» на заднее сиденье автомобиля. Вот оно, преимущество путешествий на легких мопедах! На любой машине, в случае чего, мопед можно эвакуировать. Если не на заднем сиденье, то на крыше, на верхнем багажнике.
Итак, мопед погружен, можно ехать. На дачу, в Жаворонки? Но разве настоящий турист отказывается от цели поездки только из-за того, что его конь захромал? Нет! Он просто пересаживается на другого коня. :о) Поэтому, поехали на автомобиле не в Жаворонки, а в Рузу.
В Рузу въехали с юга, по улице Солнцева, названной в честь героя Великой Отечественной войны, комиссара Рузского партизанского отряда, Сергея Ивановича Солнцева.
По улице Солнцева доехали до площади Партизан.
На этой площади находится Рузский краеведческий музей, который я намеревался посетить. Увы, не удалось. В Рузу мы приехали около 6 часов вечера, а музей по пятницам работает до 17.00. Жаль, что мопед сломался у Горбовской ГЭС, а не в Рузе. Тогда бы все намеченное осмотрел.
От площади Партизан поехали к рузскому Городку.
Руза – город древний. Известен с XIV века. Как и большинство старинных русских городов для обороны от вражеских набегов имел свою крепость – кремль. Местом кремля был избран высокий холм на берегу реки Рузы – нынешний Городок. На холме, еще более увеличивая его высоту, были насыпаны земляные валы, а на них построены деревянные крепостные стены с башнями. Деревянный кремль но наших дней не сохранился, его обветшалые постройки разобрали еще в XVI веке. А стоявший на Городке древний собор был разрушен в начале XVII века. Пренебрежение к архитектурному наследию – древнерусская традиция, уходящая своими корнями в глубокое прошлое.
Итак, никаких архитектурных достопримечательностей в рузском Городке до наших дней, увы, не сохранилось. Но вид с Городка на Заречную часть города просто замечательный!
Кстати, на последнем фото, на заднем плане, виден поросший лесом холмик. Этот холмик носит неофициальное название «Висельная гора». По преданиям, в старину здесь казнили преступников.
На Городке сейчас парк. Дорожки, беседки, смотровые площадки, таблички с названиями: «Аллея вздохов», «Мыс любви». Вначале я думал, что это современное творчество городской администрации. Но, в сети вычитал, что сентиментальные названия были придуманы местными барышнями еще в начале XX века. Кстати, сам парк на Городке весьма древний -существует с 1905 года.
О нашем маршруте по городу. От Площади Партизан к Городку ведет совершенно деревенского вида Красноармейская улица. Любопытно, что эту улицу переименовывали трижды, но каждое ее название было связано с вооруженными силами. Так, изначально, улица была Мушкетерской, затем Стрелецкой, после Солдатской и, наконец, стала Красноармейской. Машину мы оставили у въезда в Городок со стороны Красноармейской улицы. Однако, как оказалось впоследствии, на территории Городка есть охраняемая стоянка, стоимостью всего 20 рублей! Имейте ввиду подобную роскошь, мото и автотуристы.
Начинало темнеть и, распрощавшись с Рузой, по шоссе Руза – Звенигород мы отправились в Жаворонки, куда и благополучно прибыли около 9 часов вечера. Вот так закончился этот день. Успешных всем мотопрогулок! Не ломайтесь вдали от дома! :о)