- Cтраничка Зигмунда Колоссовского
- ТУРИЗМ
- Мотопрогулки
- К озеру Глубокому
- К Озернинскому водохранилищу
- Можайск
- В верховьях Нары
- Сенежское озеро и его окрестности
- Среди скал, Васильевское
- Снова в Васильевском
- В старинный город Верею
- В окрестностях Вереи
- Подмосковная Швейцария
- Снова в Подмосковной Швейцарии
- Окрестности Можайского шоссе
- Усадьбы Крёкшино и Петровское-Алабино
- Заброшенный бункер в Вороново
- ВИВАТ-2011
- К месту гибели партизанки Веры Волошиной
- Водопад Радужный
- На Северо-Запад Подмосковья
- Карьеры в Тучково и Лызлово, заброшенная железнодорожная ветка
- Снова в Морево - ж/д станция и карьеры
- Снова в Лызлово
- Вдоль берегов Истры
- Шараповский песчаный карьер
- Снова в Шарапово
- Шарапово — южный карьер
- “Подольское море”
- Озеро Тростенское, Скирманово и Сычевское карьеры
- "Шары" под Наро-Фоминском (заброшенные позиции С-25 и А-35)
- «Шары» под Наро-Фоминском – часть 2
- Горбовская ГЭС и Городок в Рузе
- Дом-музей Пришвина в Дунино
- Саввино-Сторожевский монастырь
- Танковая площадка в Снегирях
- «Мост в никуда» и частный музей ретротехники
- Вторая поездка в Рузу
- Рузское водохранилище – старинная усадьба Осташево – заброшенная Никольская церковь в урочище Лихачево
- Родники на Протве
- Карьеры в Морево – сезон 2017
- Старинный город Боровск
- Мини-зоопарк в Троицке
- Симская трясина
- Гремучий ручей и другие достопримечательности северо-востока Калужской области
- Дорога к Дикому озеру или снова в Сычевских карьерах
- Можайское водохранилище
- Волоколамск с высоты птичьего полета
- Дикое озеро – лето 2019 года
- Подмосковная «Линия Сталина»
- Достопримечательности Вереи
- Подлодка в Подмосковье
- Иным транспортом
- Мотопрогулки
- Встречи с настоящими путешественниками
- Иван Ксенофонтов, мотожурналист и путешественник
- Товарищи по туризму
- История отечественных мопедов
- Мопед и экипировка
- Мотогараж за 5000 рублей
- Дача и окрестности
- В стиле "ретро"
- Ретроавтомобили на улицах
- Продам коллекцию автомобильных значков
- Продаю коллекцию мото значков
- новости сайта
В старинный город Верею
Из-за сильной жары в июле – августе 2010 года пришлось отложить многие намеченные туристические поездки. Один раз только удалось выбраться, по скалам полазить.
Ехать, конечно, и при +35 градусах можно, хотя и не очень комфортно – в лицо горячий воздух бьет, шины к расплавленному гудрону липнут. Но, что-либо осматривать на такой жаре, идти куда-то в полуденный зной – благодарю покорно! А у «Jukl» - более серьезные проблемы. На его велосипеде тормоза дисковые. Как-то в жару расплавленный гудрон забрызгал ему диски тормозов, в результате «Jukl» чуть не врезался в троллейбус.
Поэтому, упущенное аномально жарким летом постарались наверстать в сентябре, благо он выдался достаточно комфортным по температуре и умеренно дождливым. За первую половину месяца наездили около 500 км. Во всех поездках нас было двое. Я – «Зигмунд Колоссовский» на неизменной «Риге-7» с «китайской дэшкой» и «Jukl» на велосипеде с «Кометой». «Крейсерская» скорость движения в поездках была 42 – 44 км/час, максимальная – 48 – 50 км/час. Что поделаешь, такие мы тихоходы!
Итак, первая поездка была в старинный город Верею.
Маршрут: Жаворонки – Наро-Фоминск – Любаново – Верея – Можайск.
Ездили 31 августа – 1 сентября 2010 года. Целью поездки было: посещение бывшей усадьбы Шлиппе в Любаново, осмотр заброшенных объектов ПВО за Наро-Фоминском, экскурсия по старинному русскому городу Верее. После ночевки на даче у знакомых под Можайском, на второй день планировалось съездить к Можайскому водохранилищу и на Бородинское поле.
Выехав из Жаворонок (35 км Можайского шоссе), мы намеревались через Голицыно и Калининец проехать к Малым Семенычам, откуда до первого пункта нашей экскурсии – усадьбы Шлиппе в Любаново – «рукой подать». Однако, не найдя соответствующий поворот, выскочили на Киевское шоссе, в результате чего пришлось ехать через Наро-Фоминск, далее – через Таширово. Сделали крюк в 10 – 15 километров и потеряли минут 40 времени.
Но, наконец, мы в Любаново. Эти места я проезжал в прошлом году, на усадебном доме мое внимание привлекла мемориальная доска, отмечающая, что в этих местах бывал Ф.Э. Дзержинский. Однако на более детальный осмотр усадьбы времени у меня тогда не было. Теперь постарались наверстать упущенное.
Усадьба Любаново довольно древняя, основана еще в конце XVII века К.И. Чарторижским. Роду Чарторижских Любаново принадлежало до середины XIX века, после чего перешло во владение помещиков Шлиппе. Шлиппе в 1910 году выстроил новый усадебный дом в стиле неоклассицизма с элементами модерна.
Вот этот дом. Вид с шоссе.
И со стороны парка.
Еще недавно в усадебном доме размещалась школа, а теперь тут библиотека.
В парке сохранился старинный грот.
«Jukl» решил проверить, не спрятаны ли в гроте сокровища бывших помещиков Шлиппе? Но, увы, вернулся с пустыми руками. :о)
Усадьба стоит на довольно живописном берегу Нары.
Эта узкая и мелкая в этих местах река стала в 1941 году тем рубежом, преодолеть который не смогли немецко-фашистские войска. С восточного берега Нары, в том числе от Любанова, армия генерала Говорова в декабре 1941 года перешла в наступление, совместно с другими войсками Западного и Калининского фронтов сорвав фашистские планы окружения и взятия Москвы.
От Любаново через Пашково и Большие Горки поехали на Верею. По дороге планировали осмотреть заброшенные объекты ПВО. Вот некоторые их фото, любезно предоставленные «Стасом»:
Увы! Долго мы петляли и по дорогам и по бездорожью, опрашивали немногочисленных встречных пешеходов и автомобилистов, но так ничего и не нашли. :о( Как в последствии оказалось, тот же «Стас», рассказывая о расположении объекта, по ошибке указал место на карте в 4 км юго-восточнее истинного... Эх, товарищ, товарищ!
Так и не удалось нам обследовать огромные, высотой с двухэтажный дом, диэлектрические шарообразные колпаки радаров противоракетной обороны, посидеть за пультами пусковых ракетных установок, сфотографироваться с плакатами времен, когда наша страна была могучей державой... Но, ничего. Будет повод побывать в этих местах еще раз!
(Примечание 2015 года. В начале лета 2015 года посетил этот объект: http://turist-na-mopede.ru/node/55)
Изрядно притомившись во время наших поисков, среди полей и перелесков остановились на обед. «Jukl» предпочитает кушать стоя. Так, говорит, больше влезает. :о)
После обеда продолжили нашу путь на Верею. Кстати, маршрут: Кубинка – Асаково - Любаново – Верея - Можайск могу рекомендовать любителям совершать туристические поездки на мопедах и велосипедах. Проверено на себе. Исключая проселки от Асакова до Больших Семенычей, дороги здесь в хорошем состоянии, достаточно широкие, машин мало.
И места вокруг красивые – леса и поля. Типичная природа средней полосы России. Хочу только заметить, что когда я говорю о турпоездках на мопедах, я имею в виду владельцев техники с максимальной скоростью около 50 км/час. Счастливым же обладателям “G-max cruiser 50”, “Stels Alpha 50” и подобных 50-ти кубовиков, разгоняющихся до 80 – 100 км/час, я думаю, и на Урал или в Среднюю Азию прокатиться не проблема.
На закате дня въехали в Верею, как пишут в путеводителях, «наверное, один из самых тихих и уютных, по-доброму провинциальных городов Подмосковья». Что, верно, то верно! Большинство провинциальных российских городов весьма похожи, в отношении архитектуры представляя смесь эпох. Деревенские домишки на окраине, кварталы пятиэтажных «хрущовок», несколько зданий из стекла и бетона в центре города – память о 70-х годах прошлого века - и т.п. Но Верея под этот стандарт не подходит. Если не замечать «иномарки» на улицах и стеклопакеты в окнах (впрочем, те и другие весьма немногочисленны) можно предположить, что мы перенеслись во времена НЭПа, а то и более ранние. Может быть, и есть в Верее новые кварталы, но на нашем пути они не попадались.
Типичный городской пейзаж.
Сходство с городом времен Ильфа и Петрова еще больше усиливают такие городские достопримечательности, как музей картин из семян растений! Помните? «...в город приехал новый художник, Феофан Мухин. Первая его картина вызвала в городе большой шум. Это был портрет заведующего гостиничным трестом. <...> Заведующий ... был изображен не масляными красками, не акварелью, не углем, не темперой, не пастелью, не гуашью и не свинцовым карандашом. Он был сработан из овса. И когда художник Мухин перевозил на извозчике картину в музей, лошадь беспокойно оглядывалась и ржала». (И.Ильф, Е.Петров Золотой теленок).
Конечно, не только экстравагантным музеем славна Верея. Город, впервые упоминаемый в летописях XIV века, имеет богатую историю. Верея была пограничной крепостью русского государства, прикрывая, вместе с Можайском, западное направление. На высоком берегу Протвы стоял когда-то Верейский кремль. Неприступность верейской крепости определялась ее удачным месторасположением на крутом взгорье, окруженном с трех сторон водой. (Подмосковье. Туристские маршруты, «Профиздат», 1953). Со временем город утратил свое военное значение, и кремль был разобран. Уже в XVII столетии источники не упоминают о крепостных сооружениях в Верее. До нашего времени сохранились только земляные валы, являющиеся самой высокой точкой города.
Вид с холма, где стоял кремль.
На самой кромке земляного вала, на постаменте в виде скалы, лицом к Протве, стоит памятник герою Отечественной войны 1812 года генералу Дорохову.
Осенью 1812 года, после взятия Москвы, французы создали в Верее мощный опорный пункт для защиты своих коммуникаций.
Развертывая действия в тылу противника, М.И. Кутузов поставил перед одним из армейских партизанских отрядов задачу занять город и разрушить созданные противником укрепления.
В конце сентября отряд генерала И.С. Дорохова штурмом овладел Вереёй. Русские гусары и пехотинцы, ночью, без единого выстрела, овладели крутыми укреплениями города, потеряв при этом 7 человек убитыми и 20 ранеными. Потери французской армии были куда более значительны - 320 человек.
О победе Дорохов сообщил главнокомандующему по-военному кратко: "Город Верея, по предписанию Вашей светлости, взят сего числа штурмом".
Поставленная задача была выполнена и, хотя позже Верею пришлось оставить, операция стала первой освободительной победой русской армии после захвата французами Москвы.
Позже историки назовут этот бой одним из лучших штыковых боёв Отечественной войны 1812 года!
В октябре под Малоярославцем И.С. Дорохов был опасно ранен, тяжело болел и в 1815 году умер.
Перед смертью генерал обратился к жителям Вереи с просьбой похоронить его в городском соборе.
Вот он, Рождественский собор, где был захоронен прах генерала.
Рядом с памятником Дорохову - памятник жертвам кулацкого террора.
Неподалеку, на том же крепостном валу памятник воинам Великой Отечественной войны. Как говорится, «единство эпох».
Что любопытно, это уменьшенная копия памятника «Воин-освободитель», установленного в Трептов-парке Берлина. Или, наоборот, скульптор Вучетич вначале создал маленький макет знаменитого монумента?
Когда я готовил этот отчет, знакомые мне подсказали, что скульптор Е.В. Вучетич воевал в составе 33-й армии генерала Ефремова, освобождавшей Верею. Может быть, поэтому, и установлена здесь копия знаменитого творения скульптора, что Верея для Вучетича - один из этапов его военной биографии. Кстати, те же люди сообщили, что еще одна копия «Воина-освободителя» находится в подмосковном Серпухове.
Рядом с земляным валом, рядом с памятниками, находится центральная площадь города – Советская.
Очень удобно для туристов - все достопримечательности почти в одном месте.
Любезная местная жительница запечатлела нас на Советской площади, на фоне горсовета.
В центре Советской (бывшей Торговой) площади расположен памятник архитектуры - торговые ряды, построенные в конце XVIII - начале XIX века.
В этих торговых рядах и сейчас идет торговля. «Jukl», например, купил моторное масло для своей «Кометы».
На другом конце площади – здание бывшего уездного училища, построенного в 1788 году.
Теперь здесь краеведческий музей.
На стене памятная табличка в честь освобождения города в январе 1942 года армией генерала М.Г. Ефремова.
Пока наши мопеды стояли на Советской площади, вокруг собрались любопытствующие местные жители. Причем, велосипед с «Кометой» заинтересовал их гораздо больше, чем «Рига-7». «На «Ригах» все мы ездили, а такое видим в первый раз» - пояснил избирательность вкусов один из горожан.
Побеседовав с приветливыми жителями Вереи, рассказав им о мопедах и о наших путешествиях, уточнив дорогу, направились в Можайск. Там наши пути разделились – «Jukl» погрузился в электричку и отправился в Москву, я – поехал ночевать к знакомому, имеющему дачу недалеко от Можайска. (Пользуюсь случаем поблагодарить «Давида Шухера» за гостеприимство!).
На следующий день, поднявшись рано утром, я предвкушал поездку на Можайское водохранилище и далее, по намеченному маршруту, но начался дождь. Начался и не прекращался. Говорят, что мототурист не должен бояться дождя. Наверное, оно так. Но ехать любоваться водохранилищем, поливаемым дождем, совершенно не хотелось. Отправился домой, в Жаворонки. Все 75 километров дороги дождь продолжал идти, то сильнее, то слабее. Каждая обгонявшая машина заливала с ног до головы потоками воды и грязи. Тут очень помогли нитяные перчатки, которыми я протирал забрызганные стекла очков. Всем, кто ездит в очках, рекомендую. Оторвал на несколько секунд руку от руля - и видимость восстановлена.
Общий пробег за два дня поездки составил 220 км. Жаль, что дождь поездку сократил, но, все же, и в Любаново и в Верее побывали.
Комментарии
Памятник генералу Дорохову
Случайно в руки попала любительская фотография памятника генералу Дорохову, сделанная в далеком 1963 году.
Как можно увидеть, за почти 50 лет мало что изменилось, за исключением сабли генерала, превращенной вандалами в плеть.